Доклад - коллегия март 2017 года

Об итогах работы Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю
в 201
6 году и задачах на 2017 год



Уважаемые коллеги!



Сегодня мы подводим итоги работы Управления за 2016 год.

Накануне проведения плановых выездных коллегий, руководство Управления приняло решение изменить прежний формат их проведения непосредственно в аппарате Управления. Во многом, это продиктовано необходимостью максимальной экономии расходов по ее проведению, а так же возможностью общения с более узким кругом ее участников. В результате, используя формат выездных заседаний, появилась возможность придать работе коллегии максимально рабочий характер, исключив участите приглашенных лиц.

Заседанию нашей коллегии предшествовал цикл мероприятий, в том числе обучающего характера. В течение отчетного периода, и в текущем году, проведены селекторные совещания с начальниками отделов края, обучающие семинары в ходе которых обсуждались имеющиеся проблемы,  приняты решения точечного характера.

Поэтому дам принципиальную оценку результатов  реализации Управлением наших главных задач, определю основные приоритеты по окончанию первого полугодия текущего года., и мероприятия по достижению прогнозных показателей в 2017 году.  

Подведение итогов начну с положительных тенденций, способствующих достижению необходимых результатов в сфере исполнения.

Так, считаю необходимым отметить наметившуюся положительную динамику в 2016 году по следующим направлениям:

- увеличение общего количества оконченных исполнительных производств в сравнении с 2015 годом с 672 145 до 723 445 или на 7,1 %;

- снижение остатка исполнительных производств на 62 788 или 12,5 % в сравнении с 2015 годом, который составил 439 877 и/п или 37,8% от общего количества исполнительных производств находившихся на исполнении в отчетном периоде;

- рост взысканной суммы исполнительского сбора с 134 131 тыс. руб. в 2015 году до 141 675 тыс. руб. в 2016 году или 5,4%;

- рост взысканной суммы фискальных платежей с 1 626 289 тыс. руб. в 2015 году до 1 690 356 в 2016 году или 3,8%;

- рост количества возбужденных дел об административных правонарушениях с 5 742 в 2015 году до 6 712 - в 2016 году или 14,5%;

- увеличение количества составленных актов о наложении ареста до 10 946 (2015 год - 5 653). Обеспечено арестом каждое 61 исполнительное производство (РФ - 79). Обеспечено арестом с учетом остатка каждое 53 исполнительное производство(РФ-60);

- увеличение количества вынесенных постановленийо временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации до 64 472 (2015 год - 47 316), соотношение 1/3,8 (РФ - 4,1).

Несмотря на отмеченные положительные моменты, характеризующие сферу исполнения в отчетном периоде, наихудших результатов достигли:

ОСП Смоленского, Быстроистокского районов и г. Белокуриха - не выполнены все показатели по линии организации исполнительного производства;

ОСП Заринского и Залесовского районов, ОСП Усть - Пристанского района - не выполнены основные показатели, 6 дополнительных показателей по линии организации исполнительного производства;

Змеиногорский, Алейский Благовещенский МОСП - не выполнены основные показатели, 5 дополнительных показателей по линии организации исполнительного производства;

ОСП Курьинского района - не выполнены основные показатели, 4 дополнительных показателя по линии организации исполнительного производства;

ОСП Кулундинского района - не выполнено 2 основных показателя, 8 дополнительных показателей по линии организации исполнительного производства;

Приобским ОСП г. Бийска и Зонального района, ОСП Михайловского района, ОСП Петропавловского района - не выполнено 2 основных показателя, 7 дополнительных показателей по линии организации исполнительного производства;

ОСП Косихинского, Шипуновского, Волчихинского, Павловского и Шелаболихинского, Новичихинского, Солтонского, Завьяловского, Ребрихинского районов, Каменским, Новоалтайским МОСП, ОСП г. Славгорода, Бурлинского и Немецкого национального районов - не выполнено 2 основных показателя, 6 дополнительных показателей по линии организации исполнительного производства.

Остановлюсь на отдельных категориях исполнительных документов, исполнение которых влияет на формирование консолидированного бюджета РФи носит социально значимый характер.

Речь в первую очередь идет о проценте выполнения планового задания по фискальным платежам, которое выполнено структурными подразделениями Управления на 88% (2015 год - 79,8%), при установленном 100% прогнозном значении.

В течение 12 месяцев 2016 года в структурных подразделениях Управления на исполнении, с учетом остатка 2015 года, находилось 694 766 исполнительных производств по взысканию фискальных платежей на общую сумму 12 638 488 тыс. руб., что меньше по количеству на 89 809 и/п по сравнению с 2015 годом (784 575 и/п) и больше по сумме на 583 865 тыс. руб., чем в 2015 году (12 054 623 тыс. руб.).

Возбуждено в 2016 году 409 290 исполнительных производств, рассматриваемой категории на общую сумму 6 970 588 тыс. руб., что меньше по количеству и/п на 128 731 и больше по сумме на 1 094 082 тыс. Руб. (2015 год - 538 021 и/п на 5 876 506 тыс. руб.).

Окончено и прекращено 469 538 исполнительных производств на сумму 6 013 693 тыс. руб., что меньше на 6 736 и/п в сравнении с 2015 годом и больше по сумме на 55 566 тыс. Руб.(2015 год - 476 274 и/п на 5 958 127 тыс. руб.).

Фактическим исполнением в 2016 году окончено 255 436 и/п на сумму 1 342 084 тыс. руб., что меньше на 60 992 и/п по количеству и больше по сумме на 72 959 тыс. руб. (2015 год - 316 428 и/п на сумму 1 269 125 тыс. Руб.). Снижение количества оконченных и/п связано со значительным снижением поступления исполнительных документов на принудительное исполнение в рассматриваемом периоде.

Таким образом, в 2016 году наблюдается значительное сокращение остатка исполнительных производств (как по количеству так и по сумме) по взысканию фискальных платежей в сравнении с 2015 годом практически по всем категориям и/п.

Данный показатель не выполнен 25 структурными подразделениями Управления, что составляет 44,6%.

Наиболее низкие результаты работы по выполнению показателя «процент выполнения планового задания по взысканию фискальных платежей» имеют отделы судебных приставов: Новоалтайский МОСП - 45,3%, МОСП ОВИП - 48,1%, Волчихинского - 49,4%, Калманского - 45,6%, Троицкого - 45,4%, Баевского - 54,2%, Ребрихинского - 54,8%, Кулундинского районов - 58,9%, Каменский МОСП - 61,5%, Цетрального района - 61,6%, Тюменцевского района - 63,3%, МОСП по взысканию административных штрафов по г. Барнаулу и г. Новоалтайску - 64,7%, Мамонтовского района- 65,9% .

Процент выполнения планового задания по взысканию исполнительского сбора, который по итогам 2016 года составил 80,4% (2015 год - 104 %) (- 23,6%), также не достиг планового значения в 100%.

Взыскано исполнительского сбора 141 675 тыс. руб., что на 7 544 тыс. руб. больше чем в 2015 году (134 131 тыс. руб.).

Указанный показатель не выполнен 21 структурным подразделением Управления, что составляет 37,5 % от общего количества структурных подразделений.

Крайне низкие показатели по этому направлению характеризуют работу отделов судебных приставов: МОСП по взысканию административных штрафов по г. Барнаулу и г. Новоалтайску - 35,5%, Приобского ОСП г. Бийска и Зонального района - 55,3%, Центрального района г. Барнаула - 56,7%, Смоленского, Быстроистокского районов и г. Белокуриха - 60,3%, Петропавловского района - 60,8% Славгородского, Бурлинского и Немецкого национального районов - 68,3%, Октябрьского района г. Барнаула - 73%, Курьинского района - 74,4%.

В 2016 году, как и прежде, наблюдалось увеличение находящихся на исполнении исполнительных производств о взыскании алиментов, с 37 411 производств в 2015 году, до 37 874 в 2016.

В целом, за 2016 год количество оконченных и прекращенных исполнительных производств по сравнению с аналогичным периодом 2015 года увеличилось на 676 (4,3 %). Так, всего окончено и прекращено за 12 месяцев 2016 года 15691 исполнительное производство или 41,4 %, от находившихся на исполнении в отчетном периоде (2015 год - 15 015 или 40,12 %).

В 22 структурных подразделениях Управления отмечено снижение количества оконченных исполнительных производств, из них, наибольшее снижение зафиксировано в отделах судебных приставов: Алтайского района (-58), Волчихинского района (-32), Усть -Пристанского района (-35).

Одновременно незначительно, но сократился на 193 исполнительных производства (0,9%) и остаток неоконченных исполнительных производств этой категории, сооставив 22 151 производство, что  радует.

Однако в 14 структурных подразделениях Управления зафиксирован рост остатка исполнительных производств о взыскании алиментов, из них, наибольший рост остатка отмечен в отделах судебных приставов: Тальменского района (+39), Петропавловского района (+29), Волчихинского района (+34), Усть - Пристанского района (+22).

По состоянию на 01.01.2017 задолженность по алиментным платежам составила по 20476 исполнительным производствам 4550270 тыс. руб. или 91,7 % от остатка неоконченных исполнительных производств указанной категории.

Ориентировочный индикатор средней суммы задолженности, единственный из 7 индикаторов, характеризующих состояние работы по взысканию алиментов, Управлением не выполнен, его достигли лишь 5 структурных подразделений Управления: ОСП Петропавловского района (96тыс./1 ип), ОСП Поспелихинского района (99 тыс./1 ип), ОСП Родинского района (100 тыс./1 ип), ОСП Солонешенского района (89 тыс./1 ип), ОСП Топчихинского района (96 тыс./1 ип). 

Коллеги, мы должны понимать социальную и гуманитарную значимость этих исполнительных производств, поэтому не должны допускать роста количества детей, не получающих алименты на свое содержание.

В отчетном периоде должностными лицами структурных подразделений Управления возбужденно 6 712 дел об административных правонарушениях, что на 970 административных дел больше, чем в 2015 году (5 742).

Анализ составов административных правонарушений, применяемых судебными - приставами исполнителями в целях побуждения должников к исполнению требований исполнительных документов, показал следующее.

 

 

Норма КоАП РФ

2015

2016

Динамика

ч. 1 ст. 5.35.1

-

668

668

ч. 2 и 3 ст. 5.35

11

8

-3

ст. 13.26

584

571

-13

ст. 17.3

842

899

57

ст. 17.7

1

1

0

ст. 17.8

260

304

44

ч. 1 и 3 ст. 17.14

872

891

29

ст. 17.15

628

1062

434

ч. 1 ст. 19.4

9

0

-9

ст. 19.7

1

6

5

ч. 1 ст. 20.25

2302

2006

-296

ч. 4 ст. 20.25

232

296

64

всего

5742

6712

970

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о динамике снижения интенсивности применения судебными приставами - исполнителями полномочий по привлечению правонарушителей к административной ответственности, предусмотренной прежде всего ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

В течение 2016 года составили наименьшее количество протоколов по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ следующие отделы судебных приставов: Индустриального района г. Барнаула - 48 протоколов, Восточного г. Бийска и Бийского района - 45 протоколов, Родинского, Петропавловского, Усть - Калманского районов по 1 протоколу, Мамонтовского и Романовского, Новичихинского, Смоленского, Быстроистокского районов и г. Белокуриха, Усть - Пристанского, Курьинского районов по 2 протокола, по исполнению требований исполнительных документов о взыскании алиментов по г. Барнаулу, Солонешенского района по 3 протокола, Ребрихинского, Косихинского, Тюменцевского районов по 5 протоколов, Третьяковского и Поспелихинского районов по 7 протоколов, Алтайского, Кытмановского, Солтонского районов по 8 протоколов, Краснощековского района - 9 протоколов, Троицкого района - 10 протоколов.

За рассматриваемый период не составляли протоколы по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ отделы судебных приставов: Завьяловского, Тогульского, Чарышского районов, с учетом наличия на исполнении соответствующих исполнительных производств.

Установленный государственной программой РФ «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства от 15.04.2014 № 312 показатель «Доля исполнительных производств оконченных фактическим исполнением», составляющий 48% согласно приказа ФССП России от 24.12.2015 № 606 за 2016 год Управлением  выполнен на 35 % ( 2015г. - 37,91 %), что на 6,3 %ниже достигнутого  средне российского показателя (41,3 %). Фактическим исполнением окончено 384 902 исполнительных производства (2015год - 422 057), на 37 155 меньше, по сравнению с 2015 годом.

Данный показатель не выполнен 54 структурными подразделениями Управления, что составляет 96,4 % от их общего количества.

Особого внимания заслуживает ситуация в структурных подразделениях Управления не выполнивших показатель, и не достигших краевого значения, где их руководители состоящие в должности более двух лет, тем не менее допустили отрицательную динамику в сравнении с 2015 годом:

 

Субъективные причины, в том числе многочисленные нарушения законодательства об исполнительном производстве, длительное бездействие судебных приставов исполнителей, организационные недоработки ряда руководителей структурных подразделений Управления по выполнению этого важнейшего показателя будут детально отражены в выступлении заместителя руководителя Управления, курирующего организацию исполнительного производства. 

Конечно, на выполнение доли факта повлиял ряд причин объективного характера, однако анализировать эти причины, давать им оценку, полагаю не целесообразным, в силу того, что поставленные перед нами задачи службой, мы являясь государственными служащими, должны выполнять в полном объеме, без каких-либо скидок.

По итогам работы за 2016 год Управлением выполнен показатель интенсивности исполнения требований исполнительных документов, его значение составило 109,8% (2015год - 88,6%) при погнозном значении в 103%, при этом наблюдается положительная динамика в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Данный показатель выполнен 56 структурными подразделениями Управления.

Всего окончено 723 445 (2015 год - 672 145 и/п) исполнительных производств, что на 51 300 больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Возбуждено 685 690 и/п (2015 год - 782 126), что на 96 436 и/п меньше чем в аналогичном периоде прошлого года.

Служебная нагрузка на 1 судебного пристава - исполнителя по окончанию исполнительных производств за 1 рабочий день составила 6,77 и/п (2015 год - 6), за 1 месяц - 135 исполнительных производств (2015 год - 120 и/п).

Остаток исполнительных производств снижен на 62 788 или 12,5 % в сравнении с АППГ и составил 439 877 и/п или 37,8% от общего количества исполнительных производств находившихся на исполнении в отчетном периоде.

Превзошли краевое значение по выполнению показателя интенсивность исполнения требований исполнительных документов 23 структурных подразделения Управления, выполнили доведенный прогнозный показатель 33 структурных подразделения.

Не выполнил указанный показатель отдел судебных приставов Курьинского района.

К числу основных задач,стоящих перед нами в организации исполнительного производства во 2017 году, необходимо отнести следующие.

1. В первую очередь, принимая во внимание текучесть кадров, мы должны продолжить участие в работе по совершенствованию деятельности структурных подразделений Управления, в части методического обеспечения, в том числе практических занятий с судебными приставами - исполнителями.

2. Учитывая экономическую ситуацию в стране, а так же укрепляя престиж службы, мы просто обязаны повысить результативность фактического исполнения , ориентируясь на фактическое окончание не менее 48,1 %.

3. Необходимо оптимизировать работу по особо значимым категориям исполнительных производств. В частности, по фискальным платежам, исполнительскому сбору, алиментам, обеспечив сохранение ежемесячной положительной динамики сокращения остатка и/п по алиментам, выявляемости административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

4. Продолжить реализацию комплекса мер, обеспечивающих соблюдение учетно-регистрационной и исполнительской дисциплины.  

5. Продолжить межведомственное взаимодействие с уполномоченными органами и кредитными организациями в части обмена юридически значимыми документами в электронном виде.

6. Продолжить работу, направленную на популяризацию Банка данных исполнительных производств.

В вопросах обеспечения законности в сфере исполнительного производства, ключевыми направлениями являются полнота регистрации исполнительных документов, а также принятие обоснованных процессуальных решений об окончании исполнительных производств.

Говорю об этом не случайно. Центральным аппаратом службы судебных приставов такие задачи поставлены, они продолжают быть актуальными для нас.

Так,в 2016 году за совершение коррупционных преступлений возбуждено пять уголовных дел в отношении четверых должностных лиц (в отношении бывших: судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Смоленского, Быстроистокского районов и г. Белокуриха Душкиной Ю.В., начальника отдела-старшего судебного пристава отдела судебных приставов Локтевского района Климовой О.С., судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Алтайского района Кайгородовой М.Д., судебного пристава-исполнителя Алейского межрайонного отдела судебных приставов Петсона Е.А.). Все противоправные действия связаны с хищением денежных средств в ходе совершения исполнительных действий по исполнительным производствам. Приговорами судов должностные лица признаны виновными в совершении преступлений и приговорены к различным срокам отбывания наказания (условно). По материалам правоохранительных органов возбуждено два уголовных дела (в отношении Климовой О.С. и Петсона Е.А.).

Кроме того, назначено и проведено 6 проверок в отношении государственных гражданских служащих, явившихся стороной конфликта интересов и не принявших мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

По результатам проверок уволены в связи с утратой доверия начальник отдела-старший судебный пристав отдела судебных приставов Локтевского района Климова О.С. (приказ Управления от 06.04.2016 № 544-к) и судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов Алтайского района Кайгородова М.Д. (приказ Управления от 12.05.2016 № 787-к), начальник отдела-старший судебный пристав отдела судебных приставов Чарышского района Михайлина Д.В. предупреждена о неполном должностном соответствии (приказ Управления от 29.06.2016 № 2520-ко), судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов Смоленского, Быстроистокского районов и г. Белокурихи Лихомановой Т.В. объявлен выговор (приказ Управления от 20.12.2016 № 4737-ко).

Как правило,в большинстве случаев происходили манипуляции с квитанциями и ПК АИС ФССП России.Пресечение подобной преступной деятельности только усилиями отделов противодействия коррупции и контрольно-ревизионногоне достаточно. Ключевая роль здесь принадлежит начальникам отделов-старшим судебным приставам, которые должны обеспечить надлежащую организацию работы и контроль за подчиненными сотрудниками.

Надлежащая организация исполнительного производства во многом определяется качеством работы по аресту и реализации имущества должников, которая в свою очередь определяется выполнением профильного показателя.

Доведенный в размере 11% показатель «Степень влияния реализации имущества должников на эффективность исполнения актов судебных и иных органов» Управлением выполнен, составив - 11,1%. В 2015 годуон составлял - 12,4%.

Более того, он выполнен на фоне увеличения сумм принудительно взысканных денежных средств в 2016 году – 5 242 млрд. руб. (АППГ - 4 848 млрд. руб.), прирост 8,2%.

Поставленная центральным аппаратом службы судебных приставов задача до конца 2016 года обеспечить арестами каждое 80 исполнительное производство, также выполнена. По итогам года обеспечено арестами каждое 58 (среднее по РФ каждое 79) исполнительное производство, при этом общее количество исполнительных производств в рамках которых в отчетном периоде налагался арест составило - 9 816, (2015 год - 4994) динамика - 4 822 или 96,6%.

Обеспечено мерами по передаче имущества на реализацию каждое 79 исполнительное производство (среднее значение по РФ каждое 135).

В 2016 году сложилась положительная динамика в абсолютных величинах по количеству и сумме арестованного, переданного на реализацию и реализованного имущества:

  • стоимость переданного на реализацию имущества составила - 2, 3 млрд. руб. (2015 год - 2 млрд. руб.) т.е. увеличение на 10,5 %, в том числе стоимость имущества переданного на самостоятельную реализацию должникам составила 80,5 млн. руб. (2015 год- 26,7 млн. руб.), динамика - 201,2%;

  • общая сумма реализованного имущества составила - 215 млн. руб., (2015 год-185 млн. руб.) увеличение на 14,4%, в том числе от самостоятельной реализации получено 37,2 млн. Руб. (2015 год- 21,3 млн. руб.), динамика-73,9%.

Вместе с тем стоимость нереализованного имущества, переданного взыскателям уменьшилась в 2016 году в сравнении с 2015 годом на 53,4 млн. руб. или 12,8 %. :

  • за счет уменьшения принятия нереализованного заложенного имущества залогодержателями - кредитными организациями на 60 459 тыс. руб. (основные залогодержатели - ПАО Сбербанк, Россельхозбанк), при этом сумма принятого взыскателем имущества не являющего предметом залога увеличилась на 7 034 тыс. руб., т. к. взыскатели - залогодержатели наиболее активно в 2016 году использовали сложившуюся судебную практику изменения стоимости арестованного имущества после первых торгов признанных несостоявшимися, после изменения стоимости имущество отзывалось с реализации и процедура обращения  взыскания осуществлялась в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с чем, на конец отчетного периода стоимость имущества находящегося на реализации  значительно увеличилась, составив 663 846 тыс. руб., в том числе заложенного 595 914 тыс. руб,,  что больше 2015 года на 312 710 тыс. руб., в том числе заложенного на 394 984 тыс. руб.;

- в связи с банкротством либо ликвидацией (на 59,7 млн. руб. больше по сравнении с 2015 годом).

Так, в 2016 году общая сумма переданного нереализованного имущества взыскателям составила - 365 млн. руб, при этом в 2015 году общая сумма переданного взыскателям имущества составила 418 млн. руб.

Общее число структурных подразделений Управления, достигших показатель  в  11 % и выше, составляет  13 или 23,2%. Количество структурных подразделений, не выполнивших данный показатель - 43, из них в 11 структурных подразделениях показатель составил менее 1 % (ОСП Петропавловского, Третьяковского и Локтевского, Чарышкского, Солтонского, Тогульского , Курьинского, Алтайского, Угловского, Троицкого, Кытмановского районов, МОСП по ВАШ.).

Арест имущества должника является одной из действенных мер побуждающих должников к оплате задолженности. Вместе с тем рядом отделов данная мера практически не применяется.

Так, в 2016 годувОСП Чарышкского районаарест наложен в рамках 23 исполнительных производств, ОСП Солтонского района- 16, Тогульского района - 21, ОСП Усть-Пристанского района - 15.Ряд отделов, выполнив показатель «Степень влияния» за счет одного исполнительного производства, не эффективно применяли в качестве классических мер арест имущества должников:ОСП Тюменцевского района - 28 исполнительных производств, Усть-Калманского районов - 27 исполнительных производств.

В целях повышения эффективности работы и решения проблемных вопросов по данному направлению, остаются актуальными следующие мероприятия:

Организация еженедельного контроля:

  • передачи на реализацию арестованного заложенного имущества,

  • передача нереализованного заложенного имущества взыскателям в счет погашения задолженности,

  • передачи арестованного имущества на реализацию по выданным ТУ Росимущества в Алтайском крае поручениям,

  • исполнения исполнительных производств о конфискации имущества,

  • взыскания расходов связанных с оценкой и хранением арестованного имущества.

Необходимо активизировать работу по взысканию расходов, понесенных федеральным бюджетом за услуги по оценке и хранению арестованного имущества.

Обеспечить осуществление контроля за полнотой принимаемых мер классического исполнения исполнительных производств по наложению ареста на имущество должников, по передаче арестованного имущества на реализацию.

В целях устранения и профилактики причин и условий, способствующих нарушению законодательства по вопросам хранения имущества, обеспечить исполнение организационно - распорядительных документов ФССП России, Управления. Начальникам отделов - старшим судебным приставам продолжить ежемесячную проверку сохранности арестованного имущества в местах хранения и реализации.

Отделу организации работы по реализации имущества должников совместно с отделом правового обеспечения с целью недопущения нарушений законодательства по вопросам составления актов о наложении ареста (описи имущества), правильности оформления процессуальных документов при передаче имущества на хранение, реализацию продолжить проведение учебно - методических занятий со структурными подразделениями Управления, в том числе на базе Алтайского отделения ПАО «Сбербанк России» посредством видеоконференцсвязи.

Работа с оценочными организациями, ТУ Росимущества в Алтайском крае и его поверенными должна быть конструктивной.

Более подробно об итогах деятельности структурных подразделений Управления по данному направлению деятельности, о принятых мерах, задачах по данному направлению деятельности остановится в своем докладе заместитель руководителя Управления, курирующий указанное направление.

Эффективная реализация поставленных перед Управлением задач во многом зависит от надлежащей организации работы по линии судебной защиты интересов ее должностных лиц. При этом, наглядным показателем, характеризующим уровень законности реализуемых ими полномочий, является их правовая оценка судом.

В 2016 году как и в 2015 году, Управлением выполнен основной прогнозный показатель по линии судебной защиты - процент удовлетворенных судом заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, определяемый соотношением количества удовлетворенных судом заявлений к общему количеству принятых судами заявлений выполнен.

В 2016 годуколичество принятых к рассмотрению судами Алтайского края заявлений об оспаривании составило 1 526 заявлений (в 2015 году - 1 836), из которых признаны обоснованными 88заявленийили 5,8%, в 2015 году, судами удовлетворено 89 заявлений (4,8%).

В качестве недостатка в работе по указанному направлению деятельности необходимо отметить продолжающуюся с 2014 года тенденцию невыполнения Управлением дополнительного прогнозного показателя по данному направлению деятельности, определяемого процентным соотношением суммы удовлетворенных исковых требований к общей сумме предъявленных. В 2016 году данный показатель составил 6,2 % 2015 году - 7,6 %) при прогнозном 3 %.

Так, в анализируемом периоде судами удовлетворено 66 исков на сумму 10 387 тыс.руб., из которых 2 иска на сумму 9 242 тыс.руб. - убытки в результате необеспечения сохранности арестованного имущества (невозврата имущества должнику после снятия ареста). Следует отметить, что невыполнение Управлением данного показателя последние три года связано с удовлетворением судами исков именно этой категории, что указывает на необходимости усиления контроля со стороны старших судебных приставов за правильностью и своевременностью оформления процессуальных документов приставами при наложении ареста на имущество, его передаче на ответственное хранение и реализацию.

 Другим, важнейшим общественным критерием оценки деятельности службы судебных приставов являются обращения граждан и представителей юридических лиц.

За 2016 год количество обращений, поданных заявителями в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», уменьшилось по сравнению с 2015 годом на 70 обращений (или 1,5%) с 4712 до 4643 обращений.

Процент признанных по результатам рассмотрения обоснованными обращений в 2016 году уменьшился на 337 (или 51 %) (количественно с 659 до 322).

Кроме того, в отчетном периоде на 7,6 % (или на 391 жалобу) увеличилось количество поданных гражданами и представителями юридических лиц административных жалоб (с 5128 в 2015 до 5 519 в 2016 году ).

Из общего количества принятых в отчетном периоде жалоб в аппарат Управления поступило 1 933 жалобы, что на 563 или 41 % больше 2015 года (1 370). В отделах судебных приставов находилось 3 586 жалоб, что на 172 или 4,6 % меньше аналогичного периода прошлого года (3 758).

Доля жалоб, признанных обоснованными, составляет 46,2% (или 1 526 жалоб). В 2015 году данный показатель составлял 45,4% или 1 499 жалоб.

В результате, наблюдаем незначительное увеличение количественных показателей на 27 жалоб в сравнении с 2015 годом, и процентного соотношения таких жалоб к общему количеству рассмотренных на 0,8%.

Из 34 поступивших в 2016 году главному судебному приставу Российской Федерации жалоб в 28 случаях в удовлетворении жалоб отказано, в 5 случаях отказано в рассмотрении жалоб по существу, в 1 случае жалоба признана обоснованной. Последнее стало возможным вследствие предоставления начальником отдела-старшим судебным приставом отдела судебных приставов Третьяковского и Локтевского районов в ходе рассмотрения в аппарате Управления соответствующей административной жалобы неполной информации.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляют органы прокуратуры. Состояние законности в деятельности судебных приставов характеризуется оценкой, даваемой органами прокуратуры, судами при рассмотрении исков и жалоб, гражданами в обращениях.

В  отчетном периоде  поступило 357 представлений прокуроров края, касающихся нарушений законодательства об исполнительном производстве.

В 2015 году – 373 представления.

В представлениях нашли отражение 5102 случая нарушений закона ( 2015год - 6558 нарушений).

Несмотря на определенное снижение поступления представлений и случаев нарушений закона, основной причиной их внесения прокурорами, являются нарушения, допускаемых судебными приставами - исполнителями при исполнении исполнительных производств всех категорий, которые носят субъективный характер.

Субъективными причинами являются ненадлежащий контроль о стороны начальников отделов - старших судебных приставов за своевременностью и законностью совершения судебными приставами - исполнителями отдельных исполнительных действий и состоянием исполнительных производств, а так же  недостаточный уровень профессиональной подготовки вновь назначенных на должность сотрудников.

Выполнение основных показателей деятельности не должно осуществляться в ущерб качеству исполнительных действий по конкретным исполнительным производствам, количество представлений по которым продолжает оставаться значительным.

Разыскная деятельность структурных подразделений Управления требует совершенствования.

Количество прекращенных в связи с розыском разыскных дел увеличилось на 15,1%. Общая сумма разысканного имущества составила 49 303 тыс. рублей, на реализацию передано 50 единиц разысканного автотранспорта, из которых реализовано 25.

Вместе с тем, единственный по направлению разыскной деятельности, дополнительный показатель “Процент разыскных дел, прекращенных в связи с розыском”, составляющий50%, 35 структурными подразделениями Управленияне выполнен, в результатеУправление достиглолишь35,8%.

Основной причиной, негативно влияющей на эффективность разыскной деятельности, является отсутствие систематического контроля со стороны начальников отделов - старших судебных приставов за результатами разыскной деятельности, разыскные дела зачастую не проверяются, указания по ним не даются, постановления о розыске выносятся без совершения необходимых исполнительных действий, предусмотренных законодательством.

В целях повышения показателя результативности разыскной деятельности необходимо обеспечить принятие всего комплекса исполнительно-разыскных действий для достижения по итогам 2017 года положительной динамики остатка разыскных дел, выполнения результативности разыскной деятельности не менее 50%.

Эффективность применения мер уголовно-процессуального принуждения к должникам по исполнительным производствам, обеспечение законности в рамках расследования уголовных дел, являются основными критериями оценки организации дознания.

По итогам работы за 2016 год Управлением не выполнен 1 из 3 основных показателей деятельности, характеризующих организацию дознания:

- результативность расследования уголовных дел составила 81,56 % при допустимом значении не ниже 98% (структурными подразделениями Управления прекращено с повторными 170 уголовных дел (без повторных - 164), из них, 13 уголовных дел по нереабилитирующим основаниям и 151 по реабилитирующим основаниям, из которых 149 - в связи с изменением закона).

Серьезные упущения по обеспечению результативности, оперативности и качества дознания в работе отдельных структурных подразделений Управления в анализируемый период не устранены, а в некоторых из них, отмечается тенденция к ухудшению ситуации.

Так, просчеты в организации процессуального контроля привели к неудовлетворительным результатам в установленной сфере деятельности в отделах судебных приставов: Алтайского, Новичихинского, Советского, Баевского районов, Каменского и Крутихинского районов, по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Барнаулу и др.

Руководители указанных структурных подразделений Управления не уделяют должного внимания к выполнению требований по организации дознания, установленных приказом ФССП России от 24.12.2015 № 606 “Об утверждении Перечня показателей деятельности территориальных органов ФССП России на 2016 год”.

За отчетный период имели место 4 факта отмены прокурорами районов и городов края постановлений о возбуждении уголовных дел по рапортам должностных лиц ФССП России.

Кроме того, по рапортам судебных приставов - исполнителей принято 44 решения об отказе в возбуждении уголовного дела, что составило 6,0 % от общего количества материалов дополнительных проверок.

Основными причинами, которые служат основанием для вынесения решений в виде постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела являются ошибки и недочеты при формировании процесуальных документов судебными приставами-исполнителями, отсутствие контроля со стороны накальников -отделов старших судебных приставов.

В целях повышения эффективности деятельности структурных подразделений Управления в данном направлении деятельности, необходимо:

-каждый материал, подготовленный судебным приставом-исполнителем, до регистрации в КУСП, передавать для изучения дознавателю;

-отделу организации дознания ежемесячно изучать материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, на предмет обоснованности принятых решений с последующим принятием мер реагирования и направлением на места информационных писем;

Кроме того, на результаты работы по линии дознания в отчетном периоде существенное влияние оказали изменения, внесенные в уголовное, уголовно - процессуальное и административное законадательство Российской Федерации федеральными законами от 03.07.2016 №323-ФЗ, №325-ФЗ, №326-ФЗ.

Вследствии гуманизации уголовного законодательства в 2016 году отмечается сокращение количества возбужденных и оконченных уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 157 УК РФ. В результате, 149 уголовных дел, возбужденных до 15.07.2016 по ст. 157 УК РФ, прекращены по основанию ст. 24 УПК РФ.

В Управлении нарабатывается практика применения полномочий административной юрисдикции, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ, и мер уголовно-правового воздействия в соответствии со ст. 157 УК РФ в новой редакции.

Вместе с тем, в виду наличия значительного количества перспективных исполнительных производств в части составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ, полномочия по применению к должникам, не уплачивающим алименты, мер административной юрисдикции, а также мер уголовно-правового воздействия по ст. 157 УК РФ структурными подразделениями Управления реализованы не в полном объеме.

Серьезные упущения в организации работы по выявлению административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ, привели к неудовлетворительным результатам в рассматриваемой сфере деятельности, в связи с чем, только 13 структурными подразделениями Управления возбуждены уголовные дела в отношении должников, уклоняющихся от исполнения судебных решений о взыскании алиментов.

По-прежнему актуальной остается проблема выявления преступлений по фактам злостного уклонения должников от исполнения решений суда и погашением кредиторской задолженности.

Неблагоприятная обстановка сложилась по выявлению преступлений против правосудия в 42 структурных подразделениях Управления, где в течение прошлого года уголовные дела не возбуждались при наличии значительного остатка исполнительных производств данной категории.

По фактам злостного уклонения от уплаты кредиторской задолженности уголовные дела возбуждены всего в 2 структурных подразделениях Управления (МОСП по ОВИП, ОСП Центрального района г. Барнаула), что недопустимо при остатке - 976 исполнительных производств указанной категории.

Непринятие мер по привлечению лиц к уголовной ответственности негативно сказывается на исполнении судебных решений, вызывает вопросы к работе судебных приставов - исполнителей и дознавателей у органов прокуратуры, которые впоследствие по своей инициативе возбуждают уголовные дела. За анализируемый период по инициативе прокуроров края возбуждено 48 уголовных дел (ОСП г. Рубцовска, Рубцовского и Зонального районов, Восточный ОСП г. Бийска и Бийского района, ОСП Кулундинского и Ключевского районов, Алейский, Целинный МОСП и др.).

В целях повышения эффективности влияния мер административного воздействия и уголовно-правового характера на принудительное исполнение судебных решений, обеспечения законности и конституционных прав граждан, отделу организации дознания, необходимо:

-совершенствовать формы и методы взаимодействия с органами прокуратуры и судом, путем проведения межведомственных совещаний и направления на места совместных информационных писем;

-совместно с отделом организации исполнительного производства осуществлять ведомственный контроль за применением полномочий административной юрисдикции по ст. 5.35.1 КоАП РФ и мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных ст. 157 УК РФ.

-обеспечить процессуальный контроль за выявлением и расследованием преступлений, предусмотренных ст. 177 УК РФ;

-продолжить практику осуществления совместных с отделом организации исполнительного производства выездов в структурные подразделения Управления, для оказания методической и практической помощи.

 

В результате проведенных мероприятий по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов, в 2016 годучрезвычайных происшествий в зданиях судов и при обеспечении безопасности исполнительных действий не допущено. Преступлений против правосудия не зарегистрировано.

Основные показатели деятельности в сфере ОУПДС,доведенные ФССП России (процент осуществления приводов по уголовным и административным делам), выполнены вполном объеме.

Судебными приставами по ОУПДС по постановлениям судей в Центр временного содержания препровожденo210иностранных граждан (2015 год - 261), выдворено за пределы Российской Федерации 209человек (2015 год - 244).

В ходе осуществления служебной деятельности оказано содействие органам внутренних дел в розыске и задержании 230 лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда (рост к 2015 году составил 0,8%). Нагрузка на 1 судебного пристава по ОУПДС по данному направлению деятельности (0,49 разысканных) выше среднероссийского показателя (0,47 разысканных).

В рамках осуществления полномочий административной юрисдикции, судебными приставами по ОУПДС выявлено и задокументировано 1761 административное правонарушение(рост к 2015 году составил 5 %).

Вместе с тем, установлен факт совершения побега, который крайне отрицательно отразился на результативности деятельности в сфере ОУПДС.

Так, 10.05.2016 года во время препровождения в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства по постановлению судьи Индустриального районного суда г. Бараула, гражданин Республики Узбекистан совершил побег. Препровождение иностранного гражданина осуществляли 2 судебных пристава специализированного отдела по ОУПДС г. Барнаула. По факту совершения побега проведены служебные проверки. По результатам служебных проверок начальник отдела и его заместитель привлечены к дисциплинарной ответственности. Судебные приставы по ОУПДС, допустившие побег иностранного гражданина, к дисциплинарной ответственности не привлекались, по причине увольнения с государственной гражданской службы по собственному желанию.

Причиной совершения побега явилось ненадлежащее исполнение судебными приставами по ОУПДС своих должностных обязанностей, а также ненадлежащий контроль со стороны руководства отдела за специальной подготовкой подчиненных должностных лиц.

Отделами судебных приставов Чарышского и Петропавловского районов не выполнен основной показатель «Процент осуществления приводов в суды по уголовным делам» - соответственно составил 73,8% и 79,2% при доведенном индексе эффективности - 80%.

В ходе проведенных внезапных проверок качества осуществления пропускного режима в зданиях судов выявлено7фактов ненадлежащего несения службы (Специализированный отдел по ОУПДС г. Барнаула, Алейский МОСП, ОСП Новичихинского и Кытмановского районов).За допущенные нарушения приказами Управления 2 судебным приставам по ОУПДС ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы снижена до минимального размера, 5 судебных приставов по ОУПДС привлечены к дисциплинарной ответственности, 1 судебный пристав по ОУПДС к дисциплинарной ответственности не привлечен, в связи с поданным заявлением на увольнение с государственной гражданской службы.

В рамках оказания содействия органам внутренних дел в розыске лиц, скрывающихся от следствия, дознания или суда, ни один разыскиваемый не выявлен и не задержан судебными приставами по ОУПДС 13 структурных подразделений Управления: ОСП Тальменского, Кытмановского, Калманского, Усть-Пристанского, Советского, Солонешенского, Тогульского, Солтонского, Родинского, Петропавловского, Чарышского, Завьяловского и Курьинского районов.

Причиной низкой организации работы по задержанию лиц, находящихся в розыске, прежде всего, является то, что судебные приставы по ОУПДС не осуществляют проверки всех посетителей зданий судов и судебных участков мировых судей по базам данных лиц, находящихся в розыске (ОСП Новичихинского и Кытмановского районов). Кроме того, несмотря на еженедельно обновляемые и направляемые в структурные подразделения Управлениясведенияо разыскиваемых лицах, их руководители не считают нужным своевременно актуализировать базы данных в судах (ОСП Панкрушихинского и Кытмановского районов).

В результате реализации полномочий административной юрисдикции, нагрузка по выявлению административных правонарушений по признакам ст. 13.26 КоАП РФ, ч.2 ст. 17.3 КоАП РФ и ст. 17.8 КоАП РФ в 29 структурных подразделениях осталась ниже среднекраевого показателя (3,8 административных дела в расчете на 1 судебного пристава по ОУПДС), в том числе: в ОСП Чарышского района составила только 0,8 дела, в ОСП Топчихинского, Солтонского и Усть-Пристанского районов - по 1 делу, в ОСП Усть-Калманского и Советского районов - по 1,3 дела, в ОСП Ребрихинского района - 1,4 дела, в ОСП Красногорского и Завьяловского районов - по 1,5 дела, в ОСП Каменского и Крутихинского районов - 1,6 дела.

Отдельно следует отметить, что в 3 структурных подразделениях Управления не выявлено ни одного административного правонарушения по ст. 13.26 КоАП РФ (Змеиногорский МОСП, ОСП Тогульского и Петропавловского районов), в 7 - по ч. 2 ст. 17.3 КоАП РФ (ОСП Чарышского, Ребрихинского, Советского, Тальменского, Тюменцевского, Топчихинского и Солтонского районов), в 10 - по ст. 17.8 КоАП РФ (Алейский МОСП, ОСП Смоленского, Быстроистокского районов и г. Белокурихи, ОСП Павловского и Шелаболихинского районов, ОСП Завьяловского, Чарышского, Усть-Калманского, Усть-Пристанского, Троицкого, Тальменского и Ребрихинского районов). Такая ситуация стала возможной в связи с отсутствием надлежащего контроля и спроса со стороны старших судебных приставов за работой судебных приставов по ОУПДС по выявлению и пресечению административных правонарушений.

В то же время, анализ административной практики, проведенный центральным аппаратом ФССП России, показал, что по итогам 2016 года нагрузка на 1 судебного пристава по ОУПДС по выявляемости административных правонарушений по признакам ст. 17.8 КоАП РФ (0,6 дела) ниже среднероссийского показателя (1,1 дела) на 45%.

Во многих структурных подразделениях Управления отмечается слабая организация специальной подготовки. Занятия по специальной подготовке под руководством старших судебных приставов проводятся формально. В результате, судебные приставы по ОУПДС прибывают на ежеквартальный комплексный зачет не обученные и не подготовленные.

По итогам сдачи комплексного зачета за 1 квартал 2016 года оценку «неудовлетворительно» получил 31 судебный пристав (6,7%), за 2 квартал 2016 года - 40 человек (9,7%), за 3 квартал 2016 года - 4 человека (0,9%), за 4 квартал 2016 года - 9 человек (1,9%).По итогам 4 квартала 2016 года оценку «неудовлетворительно» получили судебные приставы по ОУПДС 5 отделов судебных приставов края, в том числе: специализированный отдел по ОУПДС г. Барнаула - 2 человека; ОСП Заринского и Залесовского районов - 1 человек; ОСП Павловского и Шелаболихинского районов - 1 человек; специализированный отдел оперативного дежурства - 4 человека; ОСП Усть-Пристанского района - 1 человек.

Управление в отчетном периоде продолжало работать в условиях режима экономии денежных средств.

Объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25.12.2015 № ДМ-П13-8741 уменьшены, по сравнению с 2016 годом, на 6%, 9% и 11% соответственно, за исключением расходов по заработной плате и расходов на исполнение публичных нормативных обязательств, подлежащих индексации на уровень инфляции.

В связи с этим, Федеральной службой судебных приставов принято решение о сокращении расходов на содержание службы, в том числе:

1. на услуги связиУправлению доведено лимитов в размере 2 574 200,00 руб., что меньше по сравнению с 2016 годом на 2 217 945,81 руб.

2. на почтовые расходы Управлению доведено лимитов в размере 16 665 300,00 руб., что меньше по сравнению с 2016 годом на 5 083 499,98 руб.

Обращаю Ваше внимание, сокращение финансирования будет продолжаться.Все проводимые бюджетные реформы направлены  на сокращение расходов бюджета  и  повышение  их результативности.

Поэтому в 2017 году сохраняются приоритеты  за режимом  жесткой экономии.

В 2017 году необходимо особое внимание уделить сфере информатизации. В современных условиях работы структурных подразделений Управления, развитие существующей ин­формационной системы и наращивание её инфраструктуры является важнейшим способом оптимизации их деятельности.

В рамках регионального МВВ заключено соглашение с ОАО «Сбербанк России» в части ответов на запросы о ходе ИП, взыскателем которых является Отделение Сбербанка России по Алтайскому краю № 8644. Создан модуль регионального МВВ, осуществляющий загрузку и выгрузку данных.

Управление заключило соглашение о электронном документообороте с Государственной инспекцией Алтайского края. В состав документооборота входят запросы о наличии у должника самоходных машин и удостоверений тракториста-машиниста и ответы на них. Создан модуль регионального МВВ, позволяющий выгружать запросы и загружать в АИС ФССП России ответы на них.

Заключено соглашение с ОАО «Бийскэнерго» в части электронного документооборота (получение электронных исполнительных документов, взыскателем по которым является ОАО «Бийскэнерго», отправка уведомлений о возбуждении, окончании исполнительных производств). Работа ведется в штатном режиме.

Заключено соглашение с ОАО «Бийскэнерго» в части ответов на запросы о ходе ИП взыскателем которых, является ОАО «Бийскэнерго». Разработан модуль регионального МВВ. Соглашение находится на стадии тестирования.

Заключено соглашение с Отделением ПФР по Алтайскому краю в части электронного взаимодействия по направлению постановлений об удержании из пенсии должника, получения уведомлений по этим постановлениям и получения реестров расшифровок платежных поручений. Разработан модуль регионального МВВ. Взаимодействие находится на стадии ввода в эксплуатацию.

Разработано 40 специальных фильтров для АИС ФССП России, которые установлены в аппарате Управления и структурных подразделениях, позволяющие получать необходимую информации из АИС ФССП России, которая влияет на повышение эффективности и результативности исполнительного производства.

В свете сказанного, необходимо продолжить работу по внедрению электронного документооборота на региональном уровне, в части подключения к АИС ФССП России кредитных организаций через интерфейсные таблицы..

Завершая свое выступление, считаю нужным акцентировать Ваше внимание  на основных задачах, стоящих перед нами  в 2017 году. 

Управлению необходимо сосредоточить усилия на достижении прогнозных показателей и плановых заданий; эффективном применении уголовно- и административно-правовых полномочий; совершенствовании системы контроля за деятельностью структурных подразделений; обеспечении исполнительской дисциплины; повышении эффективности работы с кадрами, непосредственно в структурных подразделениях Управления; рациональном использовании Управлением финансов и имущества; активизации работы по противодействию проявлениям коррупции.

 

 

Объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25.12.2015 № ДМ-П13-8741 уменьшены, по сравнению с 2016 годом, на 6%, 9% и 11% соответственно, за исключением расходов по заработной плате и расходов на исполнение публичных нормативных обязательств, подлежащих индексации на уровень инфляции.

В связи с этим Федеральной службой судебных приставов принято решение о сокращении расходов на содержание службы, в том числе:

1. на услуги связиУФССП России по Алтайскому краю доведено лимитов в размере 2 574 200,00 руб., что меньше по сравнению с 2016 годом на 2 217 945,81 руб.

2. на почтовые расходы УФССП России по Алтайскому краю доведено лимитов в размере 16 665 300,00 руб., что меньше по сравнению с 2016 годом на 5 083 499,98 руб.

 

 

 

Время создания/изменения документа: 13 апреля 2017 12:52 / 17 апреля 2017 05:07

Версия для печати